МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАДИАЛЬНОГО РАЗМЕРА ДИСКА ТУРБИНЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕЙСТВИЕМ МЕХАНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Автор(и)

  • R.L. Zelenskyi Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Ukraine
  • S.V. Yepifanov Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Ukraine
  • Ye.V. Martceniuk Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Ukraine

Ключові слова:

газовая турбина, диск, динамическая математическая модель, радиальное удлинение, механическое нагружение, температура, переходные характеристики, граничные условия.

Анотація

Важным параметром, влияющим на КПД турбины, является радиальный зазор между ротором и статором. Развитие систем активного управления зазором обусловливает необходимость разработки и использования математических моделей, представляющих динамику изменения зазора в различных условиях работы двигателя. Значение радиального зазора определяется радиальными размерами деталей, участвующих в его формировании: диска, лопатки и корпуса. В данной работе рассмотрено моделирование радиального размера диска. Для этого необходимо учитывать не только нагрев, но и действие силовых факторов нагружения. Использование упрощенных моделей соответствующих деформаций не дает приемлемой точности, так как упрощенная модель не учитывает изменение механических свойств (в частности, модуля упругости материала) от температуры. Предложена методика расчета радиального удлинения диска от действия силовых факторов с динамической коррекцией значения модуля упругости по температуре. Сравнительные результаты моделирования удлинения с использованием МКЭ и упрощенной модели с коррекцией модуля упругости показали, что предложенная модель обеспечивает необходимую точность.

 

##submission.downloads##

Номер

Розділ

САУ та діагностика